Инфо
Галерея
Тексты
Гостевая

http://iruslan.deviantart.com   http://vk.com/iruslanm

line
 

Урок #4: Рисование Руки

 
 
На прошлом уроке вы, наверное, заметили, что для обозначения положения кистей рук и ног я использовал овалы. Неважно, насколько детализирован рисунок или насколько он реалистичен. Я всегда рисую овал на месте будущей руки или ноги. Это лишь основа конструирования, помогающая прикинуть расположение конечностей.

 
 

Ладонь

На этом уроке мы изучим основы рисования рук. Я не собираюсь слишком вдаваться в детали, а только расскажу об основных приемах. Вам все равно придется много тренироваться чтобы научиться правильно рисовать руки.

Начнем с изображения ладони, пример которой у нас всегда под рукой, если можно так выразиться. :) Основная часть руки может быть отображена прямоугольником. Пока будем считать ее 2-х мерной, чтобы избежать ненужных сложностей. Нарисуйте на бумаге прямоугольник размером два-три сантиметра.

Если вы посмотрите на свою ладонь, то увидите, что ее нижняя часть представляет собой прямоугольник. Нижняя часть ладони немного уже, и на следующих уроках мы будем использовать это обстоятельство для придания большей выразительности при определенных углах зрения. Но об этом позже.

Итак, прямоугольник. Посмотрите снова на свою ладонь и сведите пальцы вместе. 4 пальца образуют прямоугольник почти такого же размера как и нижняя часть ладони. Ваша кисть без большого пальца имеет пропорцию 1:2, т.е. ее длина в два раза превышает ширину. Поэтому нарисуем второй прямоугольник прямо над первым. Мы обозначили границы зоны за которую пальцы выйти не могут.

На очереди большой палец. Я рисовал свою левую руку (повернув ее ладонью к себе), поэтому большой палец оказался на левой стороне рисунка. Добавим слева на рисунке что-то типа "клина", длиной чуть меньше нижнего прямоугольника и не очень сильно отходящего в сторону.

Снова взгляните на руку и внимательно рассмотрите как большой палец соединяется с ладонью, особенно область между его последним суставом и местом где ладонь соединяется с запястьем. Палец не присоединяется к ладони под прямым углом, он соединен с ней посредством "клина", о котором мы говорили выше. Добавим к этому "клину" нечто, напоминающее палец. Обратите внимание на угол, под которым палец присоединяется к ладони.

А теперь, добавим запястье. Ваша рука немного уже чем ладонь, и она чуть утоньшается к точке соединения с кистью. Нарисуем это.

Итак, основное построение завершено, и мы будем прорисовывать детали на нашем рисунке. Снова посмотрите на ладонь и подвигайте большим пальцем взад-вперед, как бы пытаясь достать до мизинца. Вы заметите небольшую складку в центре ладони, там, где заканчивается мышца большого пальца. Большинство художников рисуют в этом месте тонкую линию, чтобы выделить эту складку.

Теперь займемся верхним прямоугольником, чтобы он стал похожим на пальцы. Разделим его на 4 части - по одной на каждый палец. Мизинец, естественно, будет немного тоньше. Не забудьте обратить внимание на длину пальцев. Обычно средний палец самый длинный, а мизинец самый короткий. Обрежьте верхнюю часть прямоугольника в соответствии с длиной пальцев.

Теперь можно скруглить края и добавить немного деталей на сгибах.

И наконец - большой палец. Я опишу технику, которую использует большинство художников и которая нравится мне самому. Абсолютной схожести с реальным пальцем мы не добъемся, но это и не нужно. Все и так будет смотреться вполне прилично. Подробнее я опишу это в последующих уроках, а основа заключается вот в чем. Нужно использовать кривые, похожие на букву S. В тех местах, где кожа плотно прилегает к кости (мышцы отсутствуют), кривые должны быть вогнуты вовнутрь.

Посмотрите как я рисовал этот палец и обратите внимание как изгибаются кривые.

Выпуклости кривых (те части, что изгибаются наружу) находятся в утолщениях пальца. Вогнутые - там где кожа обтягивает кости. Получается достаточно правдоподобное изображение пальца. Позже вы убедитесь, что так рисуется все, от ног до волос.

Идем дальше. У нас уже есть грубое изображение кисти руки. Если есть желание можно почистить рисунок и добавить деталей. Используйте свою руку в качестве наглядного пособия. Не думайте, что это легко. Поскольку свои руки мы видим постоянно, кажется, что нарисовать их ничего не стоит. Однако, малейшая ошибка будет видна за километр. Давайте попробуем изобразить кисть под другим углом.

 
 

Вид спереди

Теперь нам предстоит нарисовать руку, смотрящую прямо на нас, как если бы мы показывали пальцем прямо на лицо. В таком положении очень хорошо видно как пальцы растут из ладони. Выше мы нарисовали руку плоской, да под тем углом зрения она и выглядела плоской. Но сейчас мы убедимся, что рука имеет довольно сложную форму. К счастью, даже в этом случае можно все упростить. Вот то, на что мы смотрим.

Начнем с ладони (первый прямоугольник из предыдущей части). Под таким углом зрения, прямоугольник выглядит более узким, похожим на лежачую коробку. Однако, он немного изогнут, поскольку кости внутри ладони расположены так, чтобы нам было легче держать предметы.

Теперь изобразим большой палец (клин из предыдущей части). Опять же, он начинается сбоку ладони, но теперь направлен внутрь ее.

Попробуйте немного покачать рукой и обратите внимание на ее форму и на видимые части. На дальней стороне ладони, рядом с запястьем видно утолщение. Эта часть видна всего с нескольких ракурсов. Кроме того, еще одно утолщение наблюдается в том месте, где пальцы соединяются с ладонью. Внимательно изучите все, что видите и зарисуйте это в контурах.

С этой точки зрения пальцы кажутся обманчиво простыми, но перед тем как рисовать их, давайте научимся конструировать палец. Если посмотреть сбоку, то видно, что палец разделен на 3 части, каждая из которых немного утоньшается к концу. Соединения костей видны если посмотреть на палец сверху (там где ноготь). Нижняя же сторона более полная и округлая. Последняя секция пальца (кончик) заканчивается чем-то вроде острого края.

Каждая секция пальца на самом деле представляет собой цилиндр, так что если повернуть палец, можно увидеть как они перекрывают друг друга.

Наконец, когда палец сгибается, толстая область внизу немного выдавливается наружу (становится более выпуклой), а стыки вверху становятся более явными.

Вернемся к нашему рисунку. Мы нарисовали пальцы, указывающие прямо на нас, так что видно как они перекрываются. При желании, можно добавить ногти. Как их рисовать - показано ниже. Ногти у каждого человека немного отличаются. Попробуйте изобразить свои. Я не буду заострять внимание на ногтях, потому что практически все анимированные персонажи (включая людей) изображаются без оных. Так принято, к тому же это позволяет экономить время.

Наконец, нарисуем большой палец. Он похож на остальные, но имеет одной секцией меньше (хотя на самом деле она есть, с ее помощью палец прикрепляется к ладони). Кроме того, большой палец толще и короче остальных.

 
 

Вид сбоку

Теперь вид сбоку. Опять же, начинаем с ладони (базовый прямоугольник). Потом добавим пальцы и руку. Воспользуйтесь своими знаниями, чтобы нарисовать клин для большого пальца и обратите внимание как (с этой точки зрения) он расположен по отношению к ладони. Учтите, что клин смотрит направо, внутрь ладони.

Нарисуем пальцы. Можно добавить деталей.

Несколько полезных советов. Если вы сожмете руку в кулак и посмотрите на нее сбоку, вы увидите, что угол, образуемый вашими пальцами и кистью почти прямой (около 90 градусов). При конструировании руки сжатой в кулак это знание очень помогает. Достаточно нарисовать (или представить) куб на месте кулака. Кроме того это можно использовать, когда вы будете рисовать руку, держащую что-то или указывающую на что-то пальцем.

Изучите скелет кисти. Посмотрите на кости пальцев и мысленно разбейте их на более простые фигуры, которые можно использовать при конструировании. Есть очень много книг по анатомии, из них можно почерпнуть ценную информацию о строении скелета.

Иногда бывает полезно упрощенно изобразить кости, на основе которых будет рисоваться рука.

Чтобы придать руке большую правдоподобность, я рекомендую изменить положение пальцев. Когда все пальцы вытянуты прямо, рука выглядит неестественно. Это рука робота, а не человека. Расслабьте свою руку и взгляните на нее. Пальцы чуть согнуты внутрь, указательный может отстоять отдельно, большой палец может быть согнут и т.д... Такие детали оживляют рисунок и аниматоры ими постоянно пользуются. Можно нарисовать очень простое изображение руки, которая, тем не менее, будет очень похожа на настоящую. Попробуйте отобразить различное положение пальцев и их взаимодействие друг с другом.

Главное при рисовании руки - это всегда помнить, что ладонь (наш начальный прямоугольник) плоская и чуть изогнута, а большой палец начинается сбоку и смотрит вперед и чуть в сторону от ладони. Это те основы, к которым вы будете добавлять детали. Посмотрите на нижний рисунок и запомните как конструируется рука.

Теперь я рекомендую взять чистый лист бумаги, положить левую (или правую - в общем, не ту, которой рисуете) руку на стол и попытаться сконструировать кисть. Не забывайте, что это всего лишь набор прямоугольников и цилиндров, перекрывающих друг друга. Не огорчайтесь, если поначалу ничего не получится. Рисование руки - вещь достаточно сложная и многим аниматорам (и мне в том числе) дается с трудом. Но, нарисовав основу, вы можете не торопясь, добавлять детали, пока не получится действительно хороший рисунок.

 
 

Мультяшная рука

Итак, мы узнали достаточно, чтобы попробовать нарисовать мультяшный вариант руки. Ниже я привел несколько примеров моих собственных рисунков.

Как видно, основу всех рисунков составляет прямоугольник (ладонь) и клин (пальцы), к которым добавлен большой палец. Я предпочитаю рисовать кончики пальцев чуть утолщенными. Это распространенный прием в анимации. Еще мне сильно помогло перерисовывание рук с рисунков других художников, в которые я потом добавлял конструкционные элементы, врисовывая фигуры прямо в картинку. Вообще, внимательно изучайте, как другие художники рисуют руки.

Вы, наверное, обратили внимание, что на всех рисунках по 4 пальца (включая большой). Я полагаю, что это помогает сэкономить время для аниматоров (даже один лишний палец требует много времени в анимации). Кроме того, оставшимся пальцам при этом достается больше внимания. Ну и наконец, я предпочитаю рисовать пальцы толстыми. Так мне больше нравится. :)

Для себя я нашел несколько приемов, помогающих рисовать некоторые положения рук. Посмотрите на нижеприведенные рисунки. При их рисовании соблюдались одни и те же правила. Видите как все просто. В этих набросках я использовал окружности, но вам лучше работать с прямоугольниками, пока не натренируетесь так, что сможете нарисовать руку из окружности.

Итак, мы закончили урок. Я периодически буду возвращаться к рисованию рук по мере того, как мы будем углубляться в дизайн персонажей. А пока тренируйтесь и тренируйтесь.

 
   
  <<  Урок 3   |  Меню уроков  |   Урок 5:  >>
     
Все права на представленные на данном сайте произведения принадлежат автору. Запрещается любое распространение, в том числе печать, использование в качестве аватаров, размещение электронных копий (или видоизмененных) произведений, а так же их фрагментов в интернете без письменного разрешения автора.
© Ruslan