Инфо
Галерея
Тексты
Гостевая

http://iruslan.deviantart.com   http://vk.com/iruslanm

line
 

Урок #1: Основы Фигуры и Дизайна

 
 
Хоть первый урок и прост, но он даст вам необходимые начальные навыки, ознакомит с основными терминами и введет общую систему к подходу к начальным стадиям рисунка. И это вам может сказать любой учитель рисования.

Итак, КАЖДЫЙ персонаж состоит из простых геометрических фигур таких, как прямоугольник, круг, квадрат и т.д., и умение правильно их рисовать необходимо вам в дальнейшем. В скульптуре, изобразительном искусстве, анимации: везде в основе лежат эти элементы. И самая распространенная ошибка, которую я замечал у начинающих художников - пренебрежение ими.

Конечно, хочется научиться рисовать все и сразу. Но так не бывает. Я допускаю, что, попрактиковавшись, вы добьетесь своего. Однако, если в начале усвоить, как рисуются простые фигуры, то вы значительно быстрее научитесь изображать сложные композиционные рисунки.

Многие из вас, изучая этот урок, возможно вспомнят, что это им уже где-либо рассказывали, но я не рекомендовал бы пропускать эту главу. Эти начальные уроки очень важны, так как в них я объясню те приемы и термины, которые буду использовать познее. Их знание поможет вам в дальнейшем лучше понять материал.

Несмотря на то, что этот курс расчитан на то, чтобы научить вас создавать Персонажей и их Анимацию, я не хотел бы, чтобы вы подумали, будто я начал издалека. Попытайтесь не пропустить ни одного пункта, даже если они покажутся вам совсем простыми. Позже вы поймете всю важность каждого упражнения.

Итак, для начала нам понадобится простой карандаш (я бы рекомендовал взять карандаш с мягким стержнем) и лист бумаги.

 
 

Введение в Окружности и Сферы, а также Иллюзия Глубины

Карандаш нужно держать мягко, не цепляясь за него всей пятерней. Попытаемся научиться контролировать свою руку. Пальцами регулируется степень нажатия и направление движения карандаша. Быстрым движением руки нарисуйте несколько длинных линий на листке бумаги. Для начала этого достаточно. Просто, несколько длинных, хаотических извилистых линий, чтобы почувствовать карандаш и бумагу. Сначала нарисуйте легкие светлые линии, потом тяжелые темные. Покалякайте вокруг, потом попробуйте обвести свои каракули. Это занятие никогда не бывает лишним, даже если вы и не собираетесь много рисовать. Все художники делают так, это отличный способ разогреться.

Мы начнем с рисования окружностей. Эллипсы тоже в какой-то степени окружности, только сплющенные :-). Нарисуйте несколько небольших окружностей, не отрывая карандаша от бумаги, только пусть они будут светлыми. Самый простой способ нарисовать практически идеальную окружность, это рисовать ее на одном и том же месте снова и снова, пока не выйдет что-то путное. Потом обведите результат и вы получите абсолютно правильный круг. Постарайтесь избегать коротких штрихов. Рисуйте длинными линиями. Всегда лучше нарисовать одну длинную линию, чем мучаться, вырисовывая множество коротких.

Теперь попробуйте нарисовать несколько больших окружностей. Заметьте, что их рисование зависит скорее от движений всей руки, чем кисти. Двигая рукой можно добиться большей плавности линий. Нарисуйте несколько окружностей размером во весь лист. При этом постарайтесь придать им как можно более идеальную форму. В качестве дополнительного упражнения вы можете нарисовать самую большую окружность, двигая только рукой таким образом, чтобы кисть была неподвижна.

До сих пор мы проделывали достаточно простые упражнения. Так что рисуйте окружности, пока не надоест. Чем больше, тем лучше. Попробуйте нарисовать их с закрытыми глазами. Постарайтесь сделать их как можно светлее, почти невидимыми. Надо добиться полного автоматизма движений руки. вы должны научиться рисовать идеальную окружность за пару секунд. Не поленитесь и заполните несколько листков кругами разного размера.

 
 
Первый элемент дизайна, о котором я хочу рассказать - это глубина. Глубина (depth) означает, насколько глубока картинка на экране или на рисунке. Представьте, что у нашего листка есть третье измерение, уходящее "внутрь" него. Простейший путь выразить глубину на рисунке - различие в размерах.

Нарисуем окружность примерно в половину листа. Теперь вторую, рядом с первой, но меньшего размера. Не правда ли, кажется, что вторая окружность расположена дальше первой?

Этого эффекта легко добиться, но что делать, если сами объекты разного размера? Представьте, что меньшая окружность - это мяч для гольфа, а большая - футбольный мяч (вам не обязательно раскрашивать их, я это сделал для наглядности).

Как видите, эффект глубины уменьшился. Размер - это самый легкий путь отображения глубины. Кроме него можно использовать еще один прием - перекрывание.

Нарисуем две окружности одинакового размера рядом друг с другом. выглядит просто, не так ли? Глубина отсутствует и они полностью лишены объема (3D) как такового.

Теперь нарисуем рядом две светлые окружности одинакового размера, но перекрывающие друг друга. Если мы представим, что они непрозрачные, то тогда сквозь одну окружность нельзя увидеть другую. Предположим, что левая окружность, находится "впереди" правой. вы не сможете увидеть ту часть второй окружности, которая скрыта за первой. Обведем только те части окружностей, которые мы можем видеть.

Это очень важная иллюзия. На самом деле картинка плоская, так как это всего лишь набор линий. Но тому, кто посмотрит на рисунок, будет казаться, что здесь два настоящих объекта перекрывают друг друга. Почему так происходит, я объясню позже.

Попрактикуемся в создании перекрывающихся окружностей разного размера. Представьте, что мяч для гольфа находится впереди футбольного мяча. Футбольный мяч будет намного большего размера, несмотря на то, что он находится дальше мячика для гольфа. А теперь попробуем получить такой эффект, чтобы казалось, что футбольный мяч намного дальше, чем мяч для гольфа. Для этого нарисуем футбольный мяч меньше размером, чем мяч для гольфа, подчеркнув тем самым глубину рисунка. Как вы заметили, размер и перекрывание могут использоваться одновременно.

Пошли дальше. Коль скоро вы добрались до этого места, вы, возможно, не осознавая того, выучили еще один прием - конструкция (construction). Для перекрывания окружностей мы нарисовали две светлые пересекающиеся окружности, а затем обвели только ту часть, которая видна зрителю. Вот это, собственно, и есть конструкция - отрисовка вспомогательных линий, которые облегчают процесс рисования окончательной картинки. Подробнее о технике конструкции вы узнаете из дальнейших уроков.

Есть еще несколько приемов создания глубины на рисунке - игра с яркостью, четкостью и цветом, но мы пока с этим связываться не будем. Лучше сосредоточимся на рисовании контуров.

Давайте создадим более сложную фигуру на основе окружности. Но прежде представьте эту окружность как реальный объект. Нарисуем большой круг на листе бумаги. До сих пор, это была просто замкнутая линия. Представим, что окружность как бы "выпирает" из бумаги в нашу сторону. Ее центр ближе к вам, чем края.

Теперь наша окружность превратилась в сферу. Сфера выглядит круглой со всех сторон и художники изображают сферу, путем отрисовки ее контура, который, разумеется, является окружностью. Сфера это довольно распространенный объект. Любой круглый предмет - это сфера.

Чтобы придать ей объем, создадим сетку, покрывающую сферу. Начнем рисовать с верхней части листа над окружностью. Проводим линию вниз до тех пор, пока не встретим край окружности. С этого места линия сетки продолжается не прямо, она лежит на поверхности сферы, "приноравливаясь" к ее кривизне. Таким образом, линия "выдается" в направлении выпуклости сферы. вы можете заметить, что клетки сетки выглядят сплющенными ближе к краям сферы и растянутыми ближе к ее центру. Это эффект перспективы, к которому мы вскоре вернемся. Закончим сетку, как показано на рисунке, обращая внимание на взаимодействие линий со сферой.

Теперь взгляните на следующую картинку. Сетка показывает, что теперь окружность не сфера, а "яма". Это тоже эффект перспективы. Линии сетки сейчас ближе друг к другу в центре окружности и дальше друг от друга возле краев. Очень важно различать понятия выпуклости и вогнутости. Слово "выпуклый" означает выгнутость наружу, а "вогнутый" - вовнутрь. Сфера это выпуклый объект, а "яма" - вогнутый. Эти понятия применяются не только к сферам.

Для изучения отображения прямых линий на сфере, взглянем на следующий рисунок. Все три сферы имеют одинаковый размер и отрисованы одинаковыми линиями. У первой линии пересекаются точно в центре, и смотрят прямо на зрителя, соответственно они кажутся прямыми. У второй и третьей линии пересекаются в направлении стрелки (Прим. перев.: лучше сказать, что в этом направлении расположена воображаемая ось сферы). Обратите внимание, как выглядят эти линии. Я так же провел пунктир по "невидимой" части сферы, чтобы было понятнее как линии располагаются на ее поверхности. Это нам пригодится в дальнейшем.

Соединим две окружности в одну, чтобы создать новый объект. Для этого проще всего нарисовать их пересекающимися и затем удалить линии внутри пересечения. Кроме того, можно представить слившиеся окружности как две слившиеся сферы... добавив сетку для пущей наглядности. Правда, надоело разглядывать их под одним и тем же углом. Сделаем сферы слившимися и перекрывающимися.

Для этого нарисуем две пересекающиеся сферы (просто две окружности). Дальше надо сделать "разрыв" в линии между двумя объектами, чтобы создать эффект их слитности. Мы уже делали это с пересекающимися окружностями, разница лишь в том, что нужно ОСТАВИТЬ часть линии. Это придает сферам эффект кажущегося перекрывания и, одновременно, слитности.

Длина разрыва определяет насколько сферы перекрывают друг друга. Если они не перекрываются, линии не будет. Если они перекрываются посередине, то вы увидите малую часть линии. Если они перекрываются больше чем наполовину, вы не увидите место их соединения, потому что передний объект закроет место их пересечения. Этот же эффект можно получить затенением объектов. Как это сделать, я объясню позже.

Попрактикуйтесь в рисовании пересекающихся сфер. Попробуйте поварьировать их размеры и число, а так же точку их пересечения. Это достаточно просто, но нужно чувствовать и уметь рисовать такие вещи. Я показал вам "как" рисовать соединение, теперь я покажу "почему" оно так выглядит. В будущем нам это очень пригодится.

 
 

Прямоугольник, Параллелепипед и Цилиндр, а так же изображение Перспективы

В этом разделе мы сосредоточимся на перспективе. Поскольку я рассказываю о перспективе применительно к рисованию персонажей, а не технических чертежей и т.д., то я не буду давать математического определения и описания понятия "перспектива". Речь пойдет об основных моментах использования перспективы в рисунках, для того чтобы вы поняли, что это такое и как этим пользоваться.

Итак, что такое перспектива? Перспектива - это средство отобразить глубину рисунка. Простой пример: представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.

Однако, если вы встанете на пути и посмотрите вдаль (Прим. перев.: я бы не рекомендовал это делать. Может выйти боком. А если точнее, то буфером. :)), то будет казаться, что с удалением от вас, рельсы сходятся ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку. То же самое можно увидеть, если выйти на прямой участок обычной дороги. Только здесь вместо рельс будут сходиться края дороги. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют "точкой схода" (vanishing point). Эта точка всегда лежит на линии горизонта. Почему так? Иначе рельсы уходили бы в небо или обрывались бы, не достигая горизонта.

Давайте посмотрим в угол комнаты. Можно заметить, что потолок и пол ближе друг к другу в углу, чем в том месте, где вы сидите. Это основополагающий принцип перспективы. Чем дальше объекты от наблюдателя, тем они меньше и ближе друг к другу.

Перспектива может применяться как ко всем объектам на рисунке, так и к одному единственному. Возьмем для примера прямоугольник. Он состоит из 4 линий: верхней, нижней и двух боковых. Каждую линию можно изобразить в перспективе. Нарисуем прямоугольник, у которого верхняя сторона короче нижней. Сначала нижнюю линию, потом верхнюю. Теперь боковые линии. Кажется, что прямоугольник не лежит на листе, а уходит вглубь него. Нарисуем еще один прямоугольник, но сместим верхнюю и нижнюю линии в противоположные стороны. Впечатление похожее на предыдущее, но в этом случае кажется, что он "скошен" или уходит в глубину под углом. Обратите внимание, как легко рисуются боковые линии. Для этого нужно просто соединить отрезками вершины верхней и нижней линий. Это важный момент при рисовании перспективы.

В предыдущем примере мы не использовали точку схода. Давайте попробуем проделать следующее упражнение с рельсами, с использованием этой точки. Нарисуем прямую линию поперек листа бумаги. Это будет наша линия горизонта. Теперь поставим где-нибудь на ней точку. Это будет точка схода. Проведем две прямые, уходящие в горизонт и оканчивающиеся в этой точке. Если вам трудно просто так провести прямую линию, возьмите линейку. Прямые должны сближаться к точке схода. При желании можно нарисовать шпалы, делая их ближе друг к другу по мере приближения к точке схода. Обратите внимание, что, меняя местоположение точки схода, можно добиться смены направления рельс. Таким образом, контролируется перспектива объекта.

Попробуем нарисовать то же самое, но на этот раз вместо рельс возьмем сетку. Это поможет понять, что расстояние между "квадратами" сетки должно изменяться пропорционально. С помощью линейки нарисуем вертикальные линии сетки, выходящие из точки схода. Так же нарисуем горизонтальные линии сетки, причем они должны располагаться ближе друг к другу по мере приближения к горизонту. Есть и более точные способы отображения расстояний между горизонтальными линиями, но об этом как-нибудь потом.

Это было введение в понятие перспективы. Теперь рассмотрим, как применить наши знания к конкретным объектам.

 
 
Начнем с простых фигур. Прямоугольник, куб (или параллелепипед) и цилиндр. Квадрат - это совсем просто и я не буду заострять на нем внимание. Куб (параллелепипед) - это трехмерный прямоугольник (как сфера - это трехмерная окружность). Цилиндр - это что-то среднее между сферой и параллелепипедом.

Если параллелепипед это трехмерный прямоугольник, то куб - это параллелепипед с одинаковыми сторонами. Он имеет шесть сторон или поверхностей, но в жизни мы можем увидеть только три из них. Если посмотреть на параллелепипед спереди, сверху или сбоку, мы увидим прямоугольник. Чтобы нарисовать параллелепипед под углом, нам придется использовать перспективу. Я надеюсь, вы внимательно изучили предыдущие уроки?

Если вы найдете настоящий параллелепипед, то это нам очень поможет в дальнейшем. Возьмите обычный спичечный коробок или что-нибудь похожее. Изучите его внимательно. Убедитесь, что с какой бы стороны вы не взглянули на коробок, невозможно одновременно увидеть более трех сторон. Разверните его так, чтобы были видны только две стороны. Посмотрите на него сбоку - вы сможете увидеть только одну сторону.

Как вы видите, каждая видимая плоскость имеет 4 стороны, как у прямоугольника. Однако стороны не параллельны, они располагаются под углом друг к другу. Если приглядеться повнимательнее, то можно заметить, что с удалением от вас стороны сужаются (эффект перспективы).

Теперь нарисуем параллелепипед на бумаге. Для начала нарисуем его под таким углом зрения, чтобы видимыми были только две стороны. На рисунке я немного преувеличу перспективу для улучшения восприятия. Положите коробок перед собой так, чтобы видеть переднюю и верхнюю стороны. Начнем рисование с передней стороны. На первый взгляд она выглядит как обычный прямоугольник, но если вы присмотритесь повнимательнее, то увидите, что нижняя линия чуть короче верхней. Это происходит потому, что нижняя часть находится от вас немного дальше, чем верхняя.

Теперь нарисуем верхнюю сторону (плоскость). Ее передняя грань уже нарисована, так как она одновременно является верхней гранью передней плоскости. Нарисуем вторую грань верхней плоскости параллельно первой, но немного короче. Обратите внимание, что эта грань намного меньше нижней грани передней плоскости. Опять же, это происходит потому, что она расположена еще дальше этой грани. Теперь дорисуем оставшиеся линии.

Взглянем на рисунок и проанализируем изображение. Объекты, расположенные дальше уменьшаются в размере и так же уменьшается расстояние между ними. Именно это и происходит с параллелепипедом. Несмотря на его небольшие размеры, мы все равно видим перспективу.

На этой картинке мы применили то, что называется "2-х точечной перспективой". Отличие от "1-точечной перспективы" в том, что в первой используются две точки схода, а во второй - только одна (вспомните железную дорогу!). вы можете мысленно представить, где находятся обе точки схода на рисунке параллелепипеда. Можно нарисовать эти точки вначале и использовать их как вспомогательное средство при рисовании перспективы. Единственное, чего не стоит делать - это располагать две точки слишком близко друг от друга. Это приведет к неправдоподобно большой перспективе и конечный рисунок будет выглядеть криво.

Теперь нарисуем параллелепипед под другим углом. Это будет посложнее предыдущих упражнений. Мы будем использовать "3-х точечную перспективу", что означает присутствие трех точек схода. Так же это значит, что вы увидите сразу три стороны параллелепипеда. Для этого упражнения придется нарисовать эти три точки схода в отличие от прошлого раза, где мы рисовали их мысленно. Разверните спичечный коробок так, чтобы были видны три стороны, как показано на одном из рисунков выше. Один из углов должен быть ближе остальных.

Перед началом рисования, попробуем прикинуть, где должны располагаться три точки схода. С непривычки это покажется трудно и чтобы облегчить задачу, думайте о каждой точке как об отдельной точке для конкретной поверхности (как в 1-точечной перспективе). Ниже приведен рисунок с примером расположения трех точек схода.

Начнем рисование с размещения трех точек схода как показано на следующей картинке. Теперь надо отметить точку ближайшего к вам угла параллелепипеда. Она должна располагаться между точками схода. Далее, с помощью линейки соединим точку угла с точками схода. Мы обозначили местоположение трех граней параллелепипеда.

Теперь определимся с поверхностями нашего паралелепипеда. Отметим на правой прямой отрезок, обозначающий самую длинную грань. Сделаем то же самое на прямой слева. Это будет ширина. Наконец отметим высоту параллелепипеда.

С помощью линейки соединим новые точки с точками схода. Не перепутайте, что с чем нужно соединить. Должна получиться картинка, похожая на ту, что вы видите внизу. Из каждой точки схода должно выходить по три линии.

А теперь, если взглянуть повнимательнее, то можно увидеть, что наш параллелепипед практически нарисован. Все что осталось - это обвести нужные линии и рисунок готов.

Я рекомендую повторять это упражнение до тех пор, пока не научитесь рисовать параллелепипед с закрытыми глазами. Поизменяйте местоположение точек схода и расстояния между ними. вы заметите, что чем ближе точки друг к другу, тем более выражена перспектива (в моем примере я ее чуть преувеличил). Посмотрите, что будет, если переместить точку ближайшего угла. А что будет, если вынести ее наружу? Поизучайте изменение сторон. В итоге вы должны научиться быстро рисовать параллелепипед без использования точек схода. Хотя, если вы создаете реальный рисунок, то для правильного отображения объектов, их использование не возбраняется. Взгляните на следующие объекты и прикиньте, где должны располагаться точки схода для каждого из них. Не спешите, попрактикуйтесь, а когда почувствуете себя готовым, читайте дальше.

Последняя фигура - это цилиндр. Цилиндр выглядит круглым, если смотреть на него сверху, и прямоугольным, если смотреть сбоку (предполагается, что цилиндр стоит вертикально). Банка газировки - это цилиндр. Ствол дерева - тоже цилиндр. Ваша рука - это набор цилиндров, так же как и ваши пальцы. Цилиндр не имеет углов, но имеет грани. Это что-то среднее между сферой и параллелепипедом.

Рисовать цилиндр довольно просто, а изображение его перспективы похоже на перспективу параллелепипеда. Разница заключается в том, что количество сторон у него поменьше и окончание представляет собой окружность. Просто рисуем две параллельные линии и окружность (либо что-нибудь другое, что зависит от формы цилиндра). Рисование в перспективе немного труднее.

Я не буду вдаваться в подробности рисования цилиндра под углом. Единственное, о чем нужно помнить, это то, что окончание цилиндра должно рисоваться в перспективе. Это значит, что торец цилиндра будет выглядеть как эллипс (плоская окружность). При рисовании цилиндра важно сохранять углы. Если угол перпендикулярный (90 градусов), то он должен остаться таким и в перспективе.

Еще одним важным моментом является соблюдение параллельности сторон цилиндра (если это необходимо). Ниже приведены несколько объектов сложной формы. вы можете нарисовать похожую форму на обоих концах объекта, а затем соединить их линиями.

Хорошая работа :) Мы закончили первый урок и узнали массу полезного. Во втором уроке мы, опираясь на уже полученные знания, будем создавать более сложные объекты, комбинируя их из простых. Если у вас появились какие-нибудь вопросы, задавайте их в Animation Forum и я или кто-то еще попытаемся ответить на них.

 
   
  <<  Возврат к меню уроков   | |   Урок 2  >>
     
Все права на представленные на данном сайте произведения принадлежат автору. Запрещается любое распространение, в том числе печать, использование в качестве аватаров, размещение электронных копий (или видоизмененных) произведений, а так же их фрагментов в интернете без письменного разрешения автора.
© Ruslan